вторник, 14 ноября 2017 г.

О ТЕХНОЛОГИИ: школьный предмет или уроки жизни?

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели блога!


А знаете ли вы, что школьный предмет "Технология" не всегда имел такое название...

   Сначала давайте узнаем, что означает слово "технология"?
Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος - «слово», «мысль», «смысл», «понятие») - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле - применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий.
   А где и когда в школьную программу впервые был включен предмет, связанный с обучением трудовым навыкам и приёмам?
"Ручной труд" как самостоятельный учебный предмет впервые был включен в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии (1866). Первые разработки теории и практики трудового обучения связаны с именем финского педагога У. Сигнеуса. А во 2-й половине 19 в. трудовое обучение стало вводиться в общеобразовательных школах Франции (1882), Великобритании (1890), Италии (1894), США (1895) и др. стран. Педагогические идеи, цели и задачи, содержание и формы трудового обучения у представителей различных направлений имели свои специфические особенности.

  В России "Ручной труд" начал преподаваться с 1884 г. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система трудового обучения, созданная К. Ю. Цирулем. Целями и задачами трудового обучения в дореволюционной школе было воспитание трудолюбия, развитие мышц руки, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различными инструментами. Трудовое обучение носило ремесленный характер и давало учащимся знания и умения преимущественно по обработке древесины. "Примерная программа ручного труда" (1910) для 1-5-х кл., разработанная при участии А. П. Пинкевича, В. Н. Верховского, С. И. Созонова и др., включала усвоение приёмов слесарного и столярного дела, токарной обработки металлов; в сельских школах - главным образом, сельскохозяйственного труда.
В годы становления советской школы трудовое обучение вводилось в учебные планы, исходя из задач политехнического образования. В объяснительной записке к программе по труду (1927) цели "политехнического воспитания" и введения технологии в школе формулировались как "изучение основного научного принципа всякого труда и ознакомление с главными материалами и инструментами наиболее важных и распространённых производств; воспитание сознательного отношения к труду в обстановке индустриализации". В содержание программ входили переплётное дело, обработка древесины, металлов, электромонтаж, домоводство, сельскохозяйственный труд и т. д.
В 1937 трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено, но в 1939 вновь был поставлен вопрос о подготовке школьников к практической деятельности. С 1954/55 учебный год учебный предмет был восстановлен в 1-5-х классах, а с 1956/57 - во всех остальных классах средней школы. В начальной школе был введён "Ручной труд" (1 ч в неделю), в 5-7-х классах - практические занятия в учебных мастерских и на учебно-опытных участках (2 ч в неделю), в 8-10-х классах - практикумы по машиноведению, сельскому хозяйству и электротехнике.


Во 2-й половине 50-х гг. в 8-10-х классах преподавался курс "Основы производства", включавший: в городской школе - машиноведение, основы промышленного производства (на примере конкретного предприятия), автодело, электротехнику, а в сельских школах – сельское хозяйство, машиноведение, основы растениеводства, животноводства, электротехнику и электрификацию сельского хозяйства. В 1958-65 в учебный план введено производственное обучение (12 ч в неделю в 9-11-х классах), предполагавшее овладение каждым учащимся определённой профессией. Курс "Основы производства" как самостоятельный был упразднён, его разделы органически включались в программы профессиональной подготовки учащихся 9-11-х классов.


В 1966 обязательное производственное обучение было отменено, т. к. выявились серьёзные недостатки в его организации: не было необходимой материальной базы, квалифицированных учительских кадров, возникли трудности в удовлетворении различных профессиональных интересов школьников. Производственное обучение сохранялось только в тех школах, которые имели соответствующие условия.
С 1967/68 учебного года на трудовое обучение отводилось 2 ч в неделю в каждом классе. В 1-3-х классах занятия проводились по единой для всех школ программе (элементы техники, обслуживающего и сельскохозяйственного труда). Для средних и старших классов было разработано несколько вариантов программ, что преследовало две цели: дать возможность школам строить трудовое обучение в соответствии с производственным окружением и имеющейся материальной базой; учитывать интересы учащихся и возможность их включения в трудовую деятельность на местных предприятиях. В старших классах трудовое обучение организовывалось преимущественно в форме трудовых политехнических практикумов в условиях школы.
В 1977 было увеличено время на трудовое обучение в 9-10-х классах (до 4 ч. в неделю), в его основу было положено свыше 20 профилей трудового обучения, в том числе электротехника, радиоэлектроника, металлообработка, деревообработка, основы строительного дела, машиностроительное черчение, обработка тканей, торговое обслуживание и др. Обучение по каждому из профилей предусматривало активное привлечение учащихся к производительному труду, а для желающих - приобретение массовой профессии; дальнейшее развитие получили УПК, ученические производства, бригады и т. п.
С середины 80-х гг. система Трудового и профессионального обучения была связана с реализацией школьной реформы. Предполагалась преемственность Технологии в неполной средней школе с профессиональной подготовкой в средних ПТУ, средних специальных учебных заведениях или в 10-11(12)-х классах. Начиная с 1986/87 учебного года, по мере перехода на новый учебный план, на Технологию выделяется в 1-7-х классах 2 ч, в 8-9-х - 3 ч, в 10-11(12)-х - 4 ч в неделю.
Увеличение времени на Технологию в 8-9-х классах было вызвано введением (1984) учебного курса "Основы производства. Выбор профессии" (1 ч в неделю). В содержание курса входят: понятия о научных основах современного производства и ведущих направлениях его интенсификации; общие сведения по научным основам выбора профессии; практические работы по ознакомлению с 2-3 профилями трудовой подготовки и массовыми профессиями, выполнению доступных экономических расчётов, составлению профессиональных планов и др., а также экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, межшкольные учебно-производственные комбинаты, средние профессионально-технические училища и др. объекты. Уделяется внимание ознакомлению учащихся с вопросами эргономики, научной организации труда на производстве с применением электронно-вычислительной техники.
В условиях перехода к новым экономическим отношениям, рынку труда и профессий стало уделяться внимание использованию Трудового и профессионального обучения для воспитания и самовоспитания предприимчивости, деловитости, профессиональной мобильности и т. п., усилилась экономическая подготовка учащихся в средней школе.

Фото из Интернета

Фото из Интернета

К 1994 были разработаны различные варианты Трудового обучения. Оно осуществляется с учётом социально-экономических преобразований, начавшихся в 90-х гг. В 1-4-х классах учащиеся должны были овладеть необходимыми в жизни элементарными приёмами ручного труда с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления полезных для школы, детского сада и дома предметов и др. На этой ступени начиналось знакомство детей с некоторыми доступными для их понятия профессиями. Программа в 1-4-х классах имела два раздела: технический труд и сельскохозяйственный труд. Технический труд включал работы с бумагой, картоном, тканями, природными материалами, проволокой, фанерой; сборку макетов и моделей из наборов "Конструктор" с целью ознакомления учащихся с элементами техники; переплётные работы; комбинированные работы по изготовлению полезных изделий. Изучая сельскохозяйственный труд, учащиеся начальных классов должны были овладеть знаниями и элементарными умениями по выращиванию растений в помещении и на школьном участке. Предусматривалось проведение экскурсий для ознакомления школьников с профессиями и некоторыми видами производств, оборудования и технологических процессов на учебно-опытном участке и в школьных мастерских и т. п.
В 5-9-х классах учащиеся должны были получить более широкую общетрудовую подготовку, приобрести знания и практические умения по обработке металла, древесины, познакомиться с основами электротехники, металловедения, графической грамоты, получить представления о главных отраслях хозяйства. Содержание Технологии частично дифференцировалось в зависимости от производственного окружения, местных условий и включало следующие теоретические сведения и практические работы: обработка материалов (по выбору школы это могут быть металлы, древесина, ткани, сельскохозяйственные работы); элементы техники (основные сведения о деталях, механизмах и машинах, электротехнические работы, графическая грамота, элементы конструирования, опытничество); экономическая подготовка; бытовой труд; экскурсии.

Вот так...
А Вы помните свои школьные уроки технологии? Чем они Вам запомнились?

Источники:
1.http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610671/
2. http://kon82.narod.ru/ist_to.htm;
3.https://pedsovet.org/beta/article/predlozena-novaa-koncepcia-predmeta-tehnologia-v-skole;
4.https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2525;
5.https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/01/31/tekst-vystupleniya-i-prezentatsiya-predmetnaya.

26 комментариев:

  1. Здравствуйте, Елена Валентиновна! Если бы в наше время были такие уроки технологии!!!
    Я выросла в деревне, училась в школе, когда был просто ТРУД, и мальчики и девочки не делились, чтобы потрудиться... Мыли окна, двери,чистили снег, ухаживали за школьным участком, ну иногда к праздникам готовились - делали ёлочные игрушки, майские флажки, вырезали осенние листья... Это была самая интересная творческая деятельность. Но труда было больше.Может поэтому, мне иногда, как ребёнку хочется сделать какую-нибудь поделку...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Какая же всё таки интересная история трудового обучения в российских школах, и у каждого поколения своя. Но само интересное то, что предмет "труд" был и остаётся для многих учеников любимым предметом!!!)))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Елена Валентиновна! О-о-о-о-о!!! Труды были моим любимым предметом в школе! Этот предмет вела наша классная мама - Сердюкова Ольга Викторовна. Именно благодаря ей я с легкостью определились с выбором своей профессии! Любила шить (сшила себе выпускной костюм), любила готовить (помню, что даже варили супы). А вот поделок не делали, или делали совсем мало....
    Конечно сейчас программа значительно изменилась, стало много проектной деятельности, шить стали меньше... Но дети как и прежде любят наш предмет, и это здОрово!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Викторовна! Как же мы с Вами похожи тем, что именно благодаря предмету Труд/Технология выбрали свою профессию! И я очень благодарна своей учительнице Майе Прохоровне за то, что она привила любовь к кулинарии, вязанию и швейному делу. Все чему она нас учила, пригодилось в жизни! И даже сейчас я работаю там, где, когда то училась!!!)))

      Удалить
  3. Елена Валентиновна, уроки труда помню!!! Шить не любила. Дошивала за меня бабушка. Я только сдавала, а учитель говорила "Бабушке 5". А вот готовить мне нравилось. Учитель на предложила собирать рецепты серии "тяп-лям" т. е. быстро вкусно и продукты простые. Некоторыми из них я пользуюсь и сейчас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Швейное дело не каждому нравится. А я вот его обожаю, много лет только им и занималась. Удачные рецепты я тоже собираю, и этому меня тоже научили на уроках труда!!!)))

      Удалить
  4. У нас в школе были уроки труда. У девочек эти уроки назывались домоводство. Мы шили, учились готовить, учились даже розетки ремонтировать. У мальчиков был другой учитель. Они что-то пилили, строгали и т.д.
    Слово "проект" мы не знали. Никакие поделки не делали. Мыло не варили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! И мы также учились готовить и шить, а вот розетки нас обошли стороной. Поделки делали, но не часто. Мыло также не варили. Зато сейчас увлеклись изготовлением мыла - времена то меняются!!!)))

      Удалить
  5. Здравствуйте, Елена Валентиновна! В моей школьной жизни предмет назывался "Трудовое обучение". Я очень любила этот предмет и учителя Раису Михайловну. Она пришла к нам из ателье, учила нас шить, благодаря ей я могу сшить от сорочки до платья. Правда, сейчас всё чаще покупаю уже готовые вещи, а вот во времена перестройки мои навыки очень мне помогали! И за это огромная благодарность учителю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Викторовна! Да, "Трудовое обучение" - именно так назывался современный предмет "Технология". Он у нас был с 4-го по 8-й классы. К концу 8-го класса мы шили всё, я даже сама себе сшила школьную форму (платье), которое с удовольствием носила до самого выпуска из школы!!!)))

      Удалить
  6. Галина Окуневич14.11.2017, 20:03

    У меня классным руководителем в школе была учитель трудового обучения, поэтому кабинет домоводства был домом родным)) отсюда и любовь к предмету))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Николаевна! Вам повезло с классным руководителем! Кстати у моих детей, выпускников нашей школы, тоже были классными руководителями учителя технологии, и я этому очень была рада. Мои дети многому научились и все знания в жизни пригодились!!!)))

      Удалить
  7. Здравствуйте, Елена Валентиновна!
    У нас были труды. У девочек - домоводство, а у мальчиков сначала слесарное дело. а в 10-м классе - автодело (даже права на вождение выдавались!)
    Девочки учились шить, вязать, готовить еду. Причём не только салатики или бутербродики. Мы и торты пекли, и борщи варили, и пельмени лепили. А потом мальчиков приглашали и вместе пировали.
    И ещё у нас была практика по биологии - мы высаживали растения в теплицах (при школе) и ухаживали за растениями.
    Да и уборку в классе тоже сами делали. Каждый день назначались дежурные, которые оставались после уроков и мыли класс.
    И суььотники часто устраивались. Мы и дворы мели. и клумбы копали. и листья убирали, и растения высаживали, и макулатуру и металлоломом собирали...
    Сейчас этого нет.
    Зато есть "права ребенка", по которым никто не в праве принудить ребенка работать, и вообще - любой труд считается унижением...
    А у нас даже и в мыслях не было, чтобы отказаться от любой дополнительной (даже грязной!) работы. Всегда знали, что это для блага всех. Потом проходишь по чистым улицам и гордишься - "это я убирала!"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как же Вы правы, Ирина Валерьевна! Я и современные уроки технологии люблю - они сейчас очень творческие, и уроки из своего детства обожаю - они были настоящими уроками жизни!!!
      Работая с ребятами, мы конечно же приучаем их к труду. Занимаемся уборкой, ухаживаем за цветочными клумбами, готовим, шьём, выжигаем и т.д. Кто-то бурчит, но в основном все ребята с удовольствием и даже с азартом выполняют все виды работ. А вот с родителями бывает сложнее, они чаще чем дети идут на конфликт и чаще всего бывает так, что ситуация выеденного яйца не стоит, но впечатлений хватает надолго!!!)))

      Удалить
    2. Да, Елена Валентиновна, родители не всегда адекватно реагируют, если "заставляют" детей что-то делать.
      Но вот у Вас есть такие замечательные рукодельницы! С одной из них Вы познакомили нас на последнем мастер-классе. Это София Кондратьева. У Вани в блоге сейчас как-раз интервью с ней опубликовано.
      Очень хорошая девочка!

      Удалить
    3. Ирина Валерьевна, обязательно зайду к Ванечке в блог, спасибо, что подсказали! Интервью с Софией это ЗДОРОВО, она моя самая лучшая рукодельница!!!)))

      Удалить
  8. Елена Валентиновна, добрый вечер! Скажите пожалуйста, а был ли такой предмет, как ДОМОВОДСТВО?
    На мой взгляд уроки технологии в школе необходимы и очень нужны! Научить ребенка элементарным трудовым навыкам-это очень важно! Не все родители, я уверена, имеют время и возможность научить ребенка шить, делать табуретки и т.д. Под словом шить я имею в виду не профессионально изготовленный костюм, а умения элементарно держать иголку в руках, что касается табуретки это знать, что такое молоток и для чего, но Вы понимаете, что я хочу сказать. Спасибо Вам, Елена Валентиновна, за Ваши уроки, творчество, а самое главное, это желание дать детям как можно больше! Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Анатольевна, у нас на кабинете висела табличка "Кабинет домоводства". Как это считать? Есть предмет или нет?

      Удалить
    2. Здравствуйте, Галина Анатольевна! Предмет назывался "Труд", а направление у девочек было "Домоводство". Уроки труда действительно многому учили школьников. Держать иголку учили ещё в начальной школе, а в средней обучали мальчиков работать с конструкционными материалами, а девочек с текстильными.
      Спасибо Вам за добрые слова и пожелания!!!)))

      Удалить
    3. Ирина Валерьевна, Вы абсолютно правы! Даже сейчас ещё можно встретить в некоторых школах такие таблички, где написано "Кабинет домоводства"!!!)))

      Удалить
  9. У нас предмет назывался "Труды". Я научилась шить! Обшивала себя, дочь и даже в годы перестройки и после немного на этом зарабатывала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! И у меня были "Труды". Творчества было мало, но готовить, вязать и шить учили строго, поэтому мы и приобрели качественные трудовые навыки, которые были очень близки к профессиональным. Именно они нас выручали в трудные годы перестройки и 90-е. Мы все умели готовить, вязать и шить по окончанию 8-го класса! Спасибо Вам за воспоминания!!!)))

      Удалить
  10. Анжелика15.11.2017, 5:31

    Замечательный предмет!!! Особенно когда вкусняшек наготовишь и идешь мальчишек угощать!����������

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анжелика! Угощение мальчиков - это что-то ОСОБЕННОЕ! Девочки готовят, суетятся, волнуются, улыбаются, щебечут..., а потом вопрос: "А можно мальчиков угостить?" Ждут ответ..., и наконец "МОЖНО", угощают, ждут реакцию и ... получают одобрение мальчишек!!! Радость, смех - одним словом СЧАСТЬЕ, переполняющее всех!!!)))

      Удалить
  11. Здравствуйте! Елена Валентиновна, спасибо за интересную статью, за экскурс в историю!)
    В мои школьные годы этот предмет назывался уроком труда. Один из любимых предметов. Девочки и мальчики делились на две группы. Столько интересного мы переделали: шили юбки (и целый день ходили в них по школе), готовили бутерброды и тортики (угощали потом мальчишек), делали украшения из кожи и других материалов. Чудесное время!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Рамазановна! И сейчас мальчики и девочки делятся на две группы, у каждой своя программа. Угощение мальчиков это целый ритуал для девочек! Столько хлопот и эмоций... И действительно это чудесное время для 11-13-летних ребят, а сколько они ещё получают знаний, необходимых в повседневной жизни. Так что уроки труда или технологии, говоря современным языком - это настоящие УРОКИ ЖИЗНИ!!!)))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...