Здравствуйте, дорогие друзья и читатели блога!
New! Сообщение дополнено новыми работами учениц...
Этот пост будет посвящён ткацким переплетениям, т. к. без знания основ текстильного материаловедения невозможно правильно выбрать ткань для будущего швейного изделия.
Ткáцкие переплетéния - различные способы взаимных переплетений нитей основы и утка́, которые используют в ткацком производстве при изготовлении тканей на ткацких станках.
Вид переплетения - одна из важнейших характеристик строения ткани, определяющая её внешний вид, физические, механические, технологические свойства.
Ткацкие переплетения графически принято обозначать схемой, состоящей из клеток двух цветов, расположенных рядом друг с другом в определённом порядке. Основные нити располагаются в вертикальных рядах клеток, уточные — в горизонтальных. Тёмные клетки означают основные перекрытия, светлые - уточные.
Счёт нитей основы идёт слева направо, нитей утка — снизу вверх.
Вид переплетения - одна из важнейших характеристик строения ткани, определяющая её внешний вид, физические, механические, технологические свойства.
Ткацкие переплетения графически принято обозначать схемой, состоящей из клеток двух цветов, расположенных рядом друг с другом в определённом порядке. Основные нити располагаются в вертикальных рядах клеток, уточные — в горизонтальных. Тёмные клетки означают основные перекрытия, светлые - уточные.
Счёт нитей основы идёт слева направо, нитей утка — снизу вверх.
Осно́вное перекрытие nFО — место на лицевой стороне ткани, в котором нить основы располагается над нитью утка.
Уто́чное перекрытие (nFУ) — место на лицевой стороне ткани, в котором нить утка располагается над нитью основы.
Раппо́рт переплетения (R) — число перекрытий по направлению нитей основы и утка, после которых чередование перекрытий повторяется.
Раппорт переплетения по основе (RО) — число нитей основы, после которых чередование перекрытий в направлении утка повторяется.
Раппорт переплетения по утку (RУ) — число нитей утка, после которых чередование перекрытий в направлении основы повторяется.
Сдвиг (S) — число, означающее на сколько нитей удалено одиночное перекрытие от аналогичного предыдущего перекрытия.
Вертикальный сдвиг (SО) — количество нитей утка между двумя одиночными осно́вными перекрытиями.
Горизонтальный сдвиг (SУ) — количество нитей основы между двумя одиночными уточными перекрытиями.
К простым переплетениям относятся: полотняное, саржевое, сатиновое, атласное.
Полотняное переплетение
Одно из главных переплетений, в котором нити основы и утка перекрывают друг друга в каждых двух последовательных перекрытиях (с наименьшим возможным раппортом). Таким образом, раппорт основы равен раппорту утка:Ассортимент тканей
Хлопчатобумажные: бязь, ситец, батист, миткаль, фланель, маркизет, поплин, тафта, зефир.
Льняные: бортовка, парусина, полотно.
Шёлковые: различные крепы (крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-марокен)
Шерстяные: сукно, некоторые костюмные и плательные ткани.
Другие: домотканое полотно.
Саржевое переплетение образует на поверхности ткани видимый диагональный рубчик («бугорки»), которые в основном направлены сверху вниз и слева направо, но встречается и обратное направление рубчика (снизу вверх и справа налево), образуемое обратным саржевым переплетением.
Условно обозначается дробью, в числителе которой число основных перекрытий, а в знаменателе - число уточных перекрытий в раппорте переплетения (nFО/nFУ).
Условно обозначается дробью, в числителе которой число основных перекрытий, а в знаменателе - число уточных перекрытий в раппорте переплетения (nFО/nFУ).
Основная саржа 3/1 Основная саржа 2/1
Уточная саржа 1/2 Уточная саржа 1/3
Сатиновое и атласное переплетения
Хлопчатобумажные: сатин, ластик.
Льняные: коломёнок (атласное переплетение).
Шёлковые: атлас, креп-сатин, подкладочные ткани, либерти.
Шерстяные: некоторые драпы, бобрик, байка на хлопчатобумажной основе.
Другие: корсетные ткани.
Условно обозначается дробью, в числителе которой раппорт, а в знаменателе сдвиг — R/S. Раппорт и сдвиг выражаются целыми числами и не имеют общего делителя.
Ассортимент тканейХлопчатобумажные: сатин, ластик.
Льняные: коломёнок (атласное переплетение).
Шёлковые: атлас, креп-сатин, подкладочные ткани, либерти.
Шерстяные: некоторые драпы, бобрик, байка на хлопчатобумажной основе.
Другие: корсетные ткани.
Сати́новое переплетение
В знаменателе дроби обозначается горизонтальный сдвиг — R/SУ. Раппорт атласного переплетения 5/2 Атласное переплетение 5/2
Раппорт атласного переплетения 7/3 Атласное переплетение 7/3
Производные полотняного переплетения образуются путём усиления (удвоения, утроения и т. д.) перекрытий нитей полотняного переплетения в направлении основы и/или утка.
Примеры: переплетение репс.
Виды:
Виды:
- основный репс;
- уточный репс;
- полурепс.
Обозначается дробью. У основного репса, в числителе - степень усиления в направлении основы одиночных перекрытий (основных или уточных) первой основной нити раппорта, в знаменателе - степень усиления в направлении основы одиночных перекрытий (основных или уточных) второй основной нити раппорта.
Ассортимент тканей: хлопчатобумажный и шёлковый репс, хлопчатобумажная фланель, файдешин (разновидность фая), платьевые и костюмные шерстяные ткани, репсовые ленты.
Переплетение рогожка
Ткань, в которой нити основы и утка образуют достаточно крупные квадраты, расположенные в шахматном порядке Обозначается дробью. В числителе - степень усиления в направлении основы и утка первого одиночного основного перекрытия в раппорте полотняного переплетения, в знаменателе - степень усиления в направлении основы и утка второго одиночного основного перекрытия в раппорте полотняного переплетения.
Рогожка 2/2 Рогожка 2/3
Переплетения, выполненные ученицей 5 "З" класса Липовской Елизаветой
Мне очень понравилась работа Лизы, т.к. все образцы переплетений выполнены аккуратно, использована узкая атласная лента, что привнесло в работу оригинальность и красоту.
Уважаемые читатели блога, а вы, обучаясь в школе,
изучали текстильные переплетения?
Если изучали, то как вам эти знания пригодились в жизни?
New!
Работы учениц по теме "Простые и мелкоузорчатые ткацкие переплетения"
Работа Ратниковой Ульяны, 6 "М" класс
Работа Пастернак Эвелины, 6 "М" класс
Работа Зыкиной Арины, 7 "М" класс
Здравствуйте, Елена Валентиновна! Мне было очень интересно прочитать о ткацких переплетениях.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна!
УдалитьСпасибо за отклик. Информация о ткацких переплетениях действительно очень интересная, ведь 80% всех тканей на планете Земля создано полотняным переплетением!
Здравствуйте, Елена Валентиновна.
ОтветитьУдалитьЭто очень интересно, узнать, что ткани бывают разные.
В школе (пости полвека тому назад) наша учитель по домоводству (так тогда назывались уроки технологии) Измоденова Александра Ивановна много нам рассказывала очень интересных вещей, в том числе и о том, как влияет правильный выбор ткани на силуэт готового издания.
Можно сделать изумительную выкройку, но при не правильном выборе ткани вечернее платье превратится в ужасное рубище.
Мы тоже разбирали состав и строение ткани, в чем его особенность, просчитывали с математической точностью возможность усадки и как будет выглядеть та или иная ткань на различных типах фигуры.
Вот у меня фигура без талии, но с узкими бедрами, из тех, что при обмере говорят "80-80-80" где талию делать будем.
Так вот, благодаря занятиям по технологии я узнала, что мне категорически запрещены облегающие ткани и покрой "в талию".
Перешла на платья из элементарного дешевого ситца с заниженной линией талии - и стала просто красавицей.
Даже стало визуально казаться, что талия у меня всё-таки есть.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
УдалитьКак Вы с теплотой и душевностью вспоминаете учителя технологии - Александру Ивановну!
Да, Вы действительно правы, что выбор материала очень сильно влияет на выбор модели швейного изделия. Неправильный выбор ткани не только не воплотит в жизнь мечту о юбке или блузке, но и навсегда оттолкнёт юного модельера от швейного дела. Изучение материаловедения - очень важный этап в познании технологии изготовления швейных изделий одежды!
Здравствуйте, Елена Валентиновна!
ОтветитьУдалитьПереплетения изучали, это точно! Помню, учитель попросила принести на урок толстые нитки, для вязания, вот мы ими и "переплетали", а ещё делали полоски из цветной бумаги и тоже узоры делали. А вот зачем пригодилось и как??? Не знаю!))))
Здравствуйте, Лилия Павловна!
УдалитьВсё правильно, я также впервые в школе изучала текстильное материаловедение, знакомились с понятиями: основа, уток, рапорт, тонина и др. Затем создавали переплетения из полосок бумаги. А вот мои студенты, когда я преподавала в лицее, выполнили целый комплект образцов переплетений из тонких атласных лент, очень красивые получились работы, и я их теперь демонстрирую своим ученицам. Девочки пятиклассницы также взяли применение лент себе на заметку, многие из них уже выполнили отличные работы, создав даже свои авторские переплетения.
Выполнение текстильных переплетений в дальнейшем мне очень пригодилось в создании орнаментов при вязании спицами и и схем при филейном вязании крючком. Также, я ещё в школе стала понимать, что такое полотно, почему ткань называют сатин, и что такое саржа.
Здравствуйте, Елена Валентиновна! Ваш пост - настоящая статья из энциклопедии. Надо же, сколько их бывает разных!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна!
УдалитьЭто точно, часть данных использована из электронной энциклопедии о текстильных переплетениях! Также большую помощь в изучении ткацких переплетений оказывает учебник "Материаловедение швейного производства" Е.П. Мальцевой.
Эти знания очень нужны для моих учениц, чтобы выбрать правильно ткани для фартука, туники и юбки, а они такие разные!